Февраль 22, 2018

Корисна інформація

Развитие нервной системы ребенка

Развитие здорового ребенка протекает в определенной, довольно постоянной последовательности становления естественных движений и навыков. Они формируются на основе появления в определенном возрасте определенных рефлексов, которые затем угасают, уступая место очередным рефлексам. Очередность появления рефлексов соответствует развитию определенных уровней нервной системы — по мере формирования вышележащих отделов мозга последние начинают контролировать и подчинять себе деятельность нижележащих структур. Новорожденному и ребенку первых месяцев жизни присущи так называемые врожденные двигательные рефлексы.

К моменту рождения наиболее развитым является спинной мозг, на этом уровне замыкаются врожденные рефлексы спинального автоматизма:  рефлексы Галанта, Переса, рефлекс опоры нижних конечностей, автоматической ходьбы, хватательный рефлекс верхних конечностей. Группа рефлексов орального автоматизма — рефлекс сосания, поисковый, ладонно-ротовой Бабкина замыкаются на уровне ствола мозга.

Для понимания механизмов развития нарушений тонуса мышц и движений при ДЦП ведущее значение имеют тонические врожденные рефлексы новорожденного, которые замыкаются на уровне моста мозга. Позже формируются установочные выпрямительные рефлексы промежуточного мозга. Установочные и сложные цепные рефлексы у здорового ребенка развиваются со 2-го месяца и появляются вместо тонических рефлексов, которые постепенно к 6-му месяцу угасают.  Установочные рефлексы остаются на всю жизнь, обеспечивая формирование вертикального положения тела, сидение, ползание, стояние, ходьбу, развитие произвольных движений
Патологическими считаются рефлексы,  проявляющиеся у ребенка в том возрасте, когда в норме они уже должны угаснуть.
При ДЦП развитие моторики чаще всего останавливается на той стадии, когда решающее влияние оказывают тонические рефлексы а формирование установочных рефлексов замедленно. Поэтому возраст  больного может быть 3, 5, 7 лет и более, а его двигательные возможности  при тяжелых поражениях могут оставаться на уровне развития 2-5 месячного здорового ребенка.

Важным этапом в развитии ребенка является развитие реакций равновесия. Реакции равновесия – автоматическое принятие положения с вертикальной установкой головы и горизонтальной установкой линии рта.  Реакции равновесия необходимы для вертикализации ребенка. Они формируются в мозжечке и коре головного мозга, развившись вместе с корой головного мозга, остаются на протяжении всей жизни в качестве постоянного достояния. Чувство равновесия совершенствуется посредством обучения свободным активным движениям туловища и конечностей в соответствии с достигнутым положением тела.

Поражение нервной системы при ДЦП

  • У ребенка с церебральным параличом поражение развивающейся нервной системы затрагивает различные части двигательных центров головного мозга и проводящих путей. Проявления повреждений зависят от многих факторов. Вот некоторые из них:
  • время возникновения повреждений – до родов, во время родов или сразу после них
  • размер области повреждения
  • причина повреждения – кровоизлияние или гипоксия (недостаток кислорода)
  • локализация повреждения в головном мозге – где и какие структуры поражены
  • эти факторы и определяют форму ДЦП – гемиплегия, диплегия или тетрапарез и то каким будет мышечный тонус– повышенным (спастичность), сниженным (гипотония) или меняющимся мышечным тонусом
  • при некоторых формах ДЦП также имеет значение поражение экстрапирамидной система головного мозга, от которой зависит способность чело­века принимать оптимальную для предстоящего действия позу, поддержи­вать необходимое  соотношение тонуса мышц-агонистов и ан­тагонистов, а также плавность и соразмерность движений во времени и пространстве. К экстрапирамидной системе относятся базальные ганглии — стриопаллидарная система, (при поражении которой развивается гиперкинетическая форма ДЦП) а также мозжечок (при поражении которого развивается атонически – астатическая форма)

 Патологический двигательный стереотип при ДЦП

  • Ребенок с церебральным параличом, как и другие дети учится двигаться, пытаясь «почувствовать» движение и выполнить его. Обычные дети благодаря врожденной способности и приобретенным навыкам могут управлять своими движениями так, чтобы достигать определенной цели.
  • Движения же ребенка с ДЦП ограничены и менее разнообразны, ребенок использует неадекватные двигательные образцы, которые становятся стереотипными, и именно на основе таких движений он строит все свои двигательные навыки. Каждое движение начинается из определенной позы и заканчивается в определенной позе. Если ребенок не может изменить положение тела, ограничен в движениях и в выборе позы то возрастает риск развития контрактур.
  • Вследствие неправильного постурального мышечного тонуса ребенок начинает движение из ассиметричного и нестабильного положения тела, не может выровнять положение головы, шеи и туловища, в результате вес тела распределяется неравномерно.
  • Именно поэтому цель помощи детям с церебральным параличом – улучшать контроль за положением тела в пространстве, расширять репертуар движений, прежде чем у ребенка начнут развиваться неправильные компенсаторные образцы движений.