Февраль 24, 2018

Эрготерапія

 Эрготерапия — это область медицины, имеющая своей целью оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для его здоровья и благополучия. Также эрготерапия препятствует снижению активности человека, препятствует усугублению нарушений и ухудшению состояния здоровья.

Термин эрготерапия от слова оccupation (занятость) относится не только к работе или к так называемой «трудотерапии» а и к различным видам деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл.

Основная цель эрготерапевта — помощь пациентам с различными физическими и психическими нарушениями в освоении навыков самообслуживания (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участию в продуктивной деятельности и проведении досуга, достижению максимальной независимости в повседневной жизни.

Основные принципы эрготерапии:

  • клиент-ориентированный подход (client-centered approach) — при планировании работы приоритетное значение имеют потребности и желания клиента.
  • терапия ориентирована на значимые для клиента (пациента) действия (occupation-based intervention) — пациент и эрготерапевт совместно выполняют действия, которые имеют особо важное для него значение и отвечают его нуждам и интересам.
  • научно обоснованная практика (evidence-based practice) — работа с пациентом и принятие решений основываются на новейших научных данных.

Эрготерапевты работают с пациентами всех возрастов, с самыми разными нарушениями и состояниями. Эрготерапевт, работающий с ребенком, учитывает возрастные нормы интеллектуального и двигательного развития. Ребенок, имеющий нарушения развития от рождения, часто оказывается зависимым от посторонней помощи и не всегда может найти решение проблем, связанных с невозможностью себя обслуживать, учиться, играть, проводить досуг.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для ребенка видов деятельности, качества их выполнения, его возможностей и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние здоровья пациента. Затем специалист, совместно с родителями ребенка намечают конкретные цели вмешательства.

Вмешательство эрготерапевта включает: специально подобранные методы обучения ребенка и его родственников; приемы, помогающие пациенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности; разнообразные приемы развития и тренировки функции руки; техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности; использование разнообразных методов адаптации окружающей среды; подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Специалист эрготерапевт адаптирует вид деятельности и окружающую среду так, чтобы человек  мог эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу. Эрготерапия использует знания нескольких специальностей — доказательной медицины, педагогики, психологии, социальной педагогики, биомеханики, физической терапии.