Июль 11, 2017

Бобат концепція

БОБАТ КОНЦЕПЦИЯ

Метод лечения детей с ДЦП был разработан и развивался начиная с 50-х годов прошлого столетия. Медсестра – кинезиотерапевт Берта Бобат предложила на основе собственного опыта и интуиции совершенно новый на то время подход к реабилитации больных со спастическими поражениями. Все началось с удачных попыток  выявления позиций, позволяющих затормозить патологические тонические рефлексы. В свою очередь это способствовало снижению мышечного тонуса и приводило к осуществимости управляемого движения. С течением времени опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог Карл Бобат, супруг Берты Бобат, обосновал теоретически. В дальнейшем принцип создания движений и поз снижающих активность патологических рефлексов стал широко практиковаться и творчески дополняться различными школами (К. А. Семенова, 1978; С. А. Бортфельд, 1986; Л. О. Бадалян, 1988).

Согласно Бобат концепции развитие нервной системы ребенка с двигательными нарушениями должно направляться по тому же пути развития по которому развивается здоровый малыш.

Кинезиотерапевт, работающий по методике Бобат терапии руководствуется тремя сферами контроля движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые установочные рефлексы (реакции выпрямления). После многократного повторения по принципу становления временных связей в головном мозге, закрепляются рефлексы и навыки, а также тонус мышц приближенные к нормальным. Данные рефлексы позволяют последовательно обучить ребенка все более высоким положениям (от положения лежа до положения стоя), и основным видам передвижения: ползанию, затем ходьбе.

Вспомогательные движения не являются полностью пассивными. Пассивное перемещение производится только в пространстве данной конкретной сферы тела. Медленно выполняемое движение с выжиданием активного сотрудничества ребенка позволяет проявляться активным движениям в пространстве всего остального тела. Части тела, наиболее отдаленные от сферы непосредственного воздействия, обнаруживают относительно наибольшую активность. Постоянно меняя сферу воздействия, мы всесторонне стимулируем ребенка. В конце концов таким путем удается добиться эффекта самостоятельного движения при постепенном уменьшении внешней помощи. С момента, когда ребенок начинает пользоваться сформированными таким путем стереотипами для организации собственного «спонтанного движения, можно считать, что в пораженном головном мозге установлены новые связи, и при дальнейшем нормальном закреплении двигательных навыков это сохранится как постоянное достояние.