11 июля, 2017

Руховий розвиток дитини

Развитие движений ребенка

  Всю двигательную активность можно разделить на поддержание позы, переходы из одной позы в другую (двигательные переходы), перемещение тела в пространстве, а также захват и манипуляция предметами.Наши мышцы работают по определенным схемам (образцам, паттернам). Отвечая на наши намерения, мозг заставляет действовать не одну мышцу, а целую их группу. Сложно организованные центры головного мозга обрабатывают информацию поступающую извне (положение тела в пространстве, взаимном расположении тела и конечностей, готовности к действию мышц) и постоянно корректируют действие двигательных центров которые посылают нервные импульсы к тем мышцам, которые должны сокращаться что позволяет нам поддерживать позу и совершать движение.

Нормальный постуральный мышечный тонус позволяет ребенку поддерживать позу и положение тела в пространстве. Позволяет противостоять силе тяжести, обеспечивают ребенку устойчивость, равномерно распределять вес тела, сохранять стабильность в плечевом и тазовом поясе обеспечивая свободу движений рук и ног. В первый год жизни у здорового ребенка на фоне нормального постурального мышечного тонуса и формирования установочных рефлексов примитивные безусловные рефлексы постепенно сглаживаются и встраиваются в произвольные координированные образцы движения, позволяя формироваться зрелым двигательным реакциям.

Нормальное развитие ребенка 6 месяцев

Контроль за положением тела в пространстве (постуральный контроль)

  • Симметричность – ребенок способен выровнять положение тела, восстановить симметричность позы. Хороший контроль за положением головы во всех позах.
  • Стабильность позы – лежа на спине или на животе, ребенок равномерно распределяет вес тела, опираясь на голову, плечевой и тазовый пояс или только на туловище.
  • Ребенок хорошо контролирует положение плечевого пояса, он может опираться на прямые руки и разгибать туловище.
  • Хорошая способность стабилизировать положение таза и поясничного отдела позвоночника, движения в области таза свободны
  • Перенос веса тела – ребенок способен переносить вес тела вперед, назад и с одной стороны на другую.
  • Управление мышцами — сбалансированное действие сгибателей и разгибателей, когда ребенок лежит на спине или на животе.
  • Сигналы от органов чувств. В положениях на спине и на животе ребенок начинает использовать накопленный в первые месяцы жизни опыт восприятия (интегрирует сигналы от нескольких органов чувств) для целенаправленных движений.

    Крупная моторика

  • В положении лежа на животе преобладает разгибание. Ребенок отталкивается прямыми руками, но когда он переносит вес на одну руку, то сгибает ее, обеспечивая устойчивость позы.
  • Лежа на спине ребенок сохраняет равновесие – начинают работать реакции равновесия. Ребенок переворачивается со спины на живот и обратно. 

  • В положении сидя ребенок наклоняется вперед, чтобы схватить игрушку и манипулировать ею, поворачивается (ротация туловища). Но пока еще он падает назад или на бок, если центр тяжести смещается за площадь опоры. Чтобы отдохнуть, ребенок время от времени кладет руки на колени или прямо перед собой, опираясь на них, – передняя защитная реакция.

 

 

ЗАКОНЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(Описал Арнольд Гезелл в 1946 году)

  • Цефалокаудальное направление двигательных навыков. Сначала ребенок начинает контролировать движения частей тела расположенных ближе к голове. Затем постепенно осваивает движения частей тела, расположенных ближе к ногам. Например, сначала младенец учится удерживать голову вертикально, а потом переворачиваться, сначала сидеть, а затем стоять.
  • Антигравитационное направление — ребенок постепенно осваивает все более и более вертикальные положения тела, то есть противодействует силе земного притяжения.
  • Движения проксимальных частей тела проявляются до движений дистальных частей: сначала ребенок контролирует положение туловища, а потом осваивает точные движения рукой и кистью
  • Двигательное развитие идет от неконтролируемой асимметрии через контролируемую симметрию к контролируемой асимметрии. Сначала ребенок не может контролировать симметричность позы и занимает асимметричное положение. Затем появляется так называемый контроль по средней линии тела, поза становится симметричной. И, наконец, младенец учится изолированно использовать правую и левую стороны тела, то есть контролировать ассиметричную позу и движения.
  • По мере освоения позы поверхность опоры уменьшается. Например, обучаясь сидеть, ребенок по началу увеличивает площадь опоры за счет опоры на руки, бедра и колени. Когда контроль за позой и равновесием в этом положении улучшается, он перестает опираться на руки, отрывает бедра и колени от поверхности, таким образом, площадь опоры значительно сокращается.